Careers / Success Stories / Проект F_Email — залог уверенности в себе и перспектива карьерного роста

Проект F_Email — залог уверенности в себе и перспектива карьерного роста

Женщины Сербии идут работать в ИТ.


Проект F_Email, факультет электротехники, Университет Белграда, Сербия

В рамках проекта F_Email безработные женщины развивают ИТ-навыки и строят карьеру в сфере сетевых технологий. Инновационная программа в сфере информационных технологий, разработанная для женщин на факультете электротехники в Университете Белграда, открывает новые возможности для женщин в сфере ИТ благодаря учебной программе Сетевой академии Cisco.

Женщины строят карьеру

Идея проекта F_Email принадлежит Младену Копривице, инструктору Сетевой академии Cisco на факультете электротехники в Университете Белграда. «Согласно данным коалиции Grand Coalition on Digital Jobs ЕС, открытых вакансий в сфере ИТ значительно больше, чем квалифицированных кадров, — говорит он. — Образование чрезвычайно важно для развития и модернизации экономики Сербии. Нужно, чтобы женщины шли работать в сфере ИТ».

Много женщин в университете обучаются невостребованным специальностям или не раскрывают свои навыки и способности из-за неуверенности в себе. Например, Ана Мари Брнабич была лучшей студенткой на отделении художественной реставрации, но несколько лет не могла найти работу.

Требуются женщины, готовые изменить свою жизнь

В 2006 году Младен совместно с Cisco запустил проект F_Email — программу обучения для группы женщин, у которых были серьезные сложности с трудоустройством. Объединяя технические знания, преподаваемые на курсах Сетевой академии Cisco, и социальные навыки, отрабатываемые в небольших группах, он хотел помочь женщинам проявить свои сильные качества и таланты в развивающемся в Сербии секторе ИТ.

Ежегодно более 150 женщин претендует на 16 мест в интенсивной программе обучения, рассчитанной на 8 месяцев. По окончании курса часть выпускниц использует полученные технические навыки, чтобы начать новую карьеру, другие меняют профессию, имея самый разный профессиональный опыт. Это аналитики в сфере ИТ, матери, художницы, профессора лингвистики и архитекторы.

«Это все равно, что начать все заново в мои 34», — говорит художница Ана Мари. Проект F_Email показал ей, как навыки реставратора могут пригодиться в карьере технического специалиста. Будучи невостребованной долгие годы, сегодня она работает в сфере ИТ в Сербии. «Я была разочарована. Но сегодня я счастлива, я рада, что у меня есть работа, мои коллеги и новые друзья».

Профессиональная позиция — путь к успеху

Программа ориентирована на профессиональное развитие через совершенствование социальных навыков. Слушателей курса учат нацеливаться на построение карьеры, а не просто на получение работы. Ирена Янкович, инструктор по развитию социальных навыков, говорит: «Я учу их демонстрировать собственную индивидуальность, чтобы работодатель видел, чем они отличаются от окружающих». Ирена учит женщин прежде всего устанавливать собственные приоритеты и стремиться к достижению карьерных целей.

«Чем больше становится разрыв между числом открытых вакансий и квалифицированных кадров, тем больше женщин требуется в сфере ИТ, — говорит Младен. — Некоторых востребованных сегодня вакансий еще не было, когда мы открывали программу. Мы знаем, как много может дать образование в сфере ИТ».

Несмотря на всемирный спад и безработицу на уровне около 20 %, выпускницы проекта F_Email находят работу. За первые 5 лет программу обучения F_Email прошли 83 женщины, 70 % из них нашли работу.

«Я больше не беспокоюсь о будущем, — говорит Ана Мари. — Я знаю, чем хочу заниматься, и вижу перед собой цель». Свою уверенность она переносит и на двоих своих сыновей, которых учит широкому взгляду на собственные интересы.

Careers / Success Stories / F_Email Project Builds Confidence and Careers

F_Email Project Builds Confidence and Careers

Greater participation in IT jobs for Serbian women.


F_Email Project, School of Electrical Engineering, University of Belgrade, Serbia

The F_Email Project recruits women who have not been able to find work to develop their IT skills and build careers as networking professionals. The innovative, all-female technology program at the University of Belgrade, School of Electrical Engineering, uses the Cisco Networking Academy curriculum to expand opportunities for women in IT.

Building Careers, One Woman at a Time

The idea for the F_Email Project came from Mladen Koprivica, a Cisco Networking Academy instructor at the University of Belgrade, School of Electrical Engineering. “According to the EU Grand Coalition on Digital Jobs, there is a gap between available IT jobs and people qualified for them,” he said. “To support the development and modernization of the Serbian economy, it is very important to have educated people. There is a need for women to take greater participation in IT jobs.”

At the university, many women pursue degrees in areas where no jobs exist or under-represent their skills and talents due to a lack of confidence. For example, Ana Mari Brnabic graduated at the top in her class in art restoration, but spent years looking for work.

Wanted: Women with the Drive to Change their Lives

In 2006, Mladen partnered with Cisco to launch the F_Email Project: a competitive IT training program for a select group of women who face significant obstacles to employment. By combining the technical skills taught in Cisco Networking Academy courses with soft skills training in a small group setting, he hoped to help the women bring their strengths and talents to the developing IT sector in Serbia.

More than 150 women compete each year for 16 spaces in the intensive 8-month program. The result is a mix of career starters with technical skills and career changers with backgrounds as diverse as IT analyst, mother, artist, language professor, and architect.

“It was like starting from zero, again, at 34 years,” said Ana Mari, the artist. In the F_Email Project, she discovered how her art restoration skills could translate into a technology career. After years of rejection, she is now working in the IT industry in Serbia. “It was really frustrating. But I’m happy, really happy with my job, my colleagues, and my new friends.”

Professional Positioning Leads to Success

The program emphasizes career development through soft skills training. Participants learn to position themselves for a career, not just a job. According to Irena Jankovic, the soft skills instructor: “I teach them to use what is unique to them to help employers understand what is different from others.” Irena encourages women to put their own priorities first and focus on career goals.

“As the gap between qualified people and available jobs grows, women must take a bigger part in the IT industry,” said Mladen. “Some of the most popular IT jobs did not exist when we started the program. We have seen that an IT education can be very powerful.”

Despite the global recession and an unemployment rate around 20 percent, the women in the F_Email Project have found work. In the first 5 years, 83 women completed the F_Email Project program and 70 percent found jobs.

“I don’t worry about my future anymore,” said Ana Mari. “I know what I would like to do and what my goal is.” Her confidence extends to her two sons who she encourages keep an open mind about their interests.